">
 
 
 
 
 
 
 
 
   
     
 
             
      Музей книги  
             
 
Электронный каталог Продление книг он-лайн Электронная доставка документов Контакты Виртуальная справка
 

 

Музей книги

Коллекция художественной литературы конца XIX - начала XX века

Уважаемые читатели!

Невиданное богатство являет собой русская литература! История России – это катастрофы и победы, трагические заблуждения и прозрения, взлеты и падения. И все это нашло отражение в нашей литературе. Русская классика – наш вклад в мировую цивилизацию, то, что составляет славу России!
      В коллекции представлены издания художественной литературы ряда российских издательств конца XIX — начала XX века из фонда редких и ценных книг библиотеки. Особенно интересны прижизненные издания классиков русской литературы, ведь именно их, ожидая, видели сами авторы, именно эти издания читали их современники. Прижизненные издания показывают великих людей "в хоре времени", воссоздают картину литературной и культурной жизни той поры. Время течет неумолимо, и сейчас эти книги по праву можно назвать реликвиями русской и зарубежной классики.
      Материал сопровождается библиографическим описанием изданий, даются оценки степени редкости того или иного экземпляра.

Издания А. Ф. Маркса. Приложения к журналу «Нива»

Годовая подшивка «Нивы» была до революции почти в каждом читающем доме. Серьезные литераторы и общественные деятели посмеивались над благонамеренностью журнала и ядовито вышучивали «картинки из «Нивы»», висевшие на стенах мещанских домов по всей России. И все-таки «Нива» так и осталась в культурной памяти страны одним из лучших ее журналов и одним из самых успешных издательских проектов.
      Постоянные подписчики «Нивы» собирали целые библиотеки русской классики. В течение года они получали в качестве приложения одно-два собрания сочинений. Ломоносов, Жуковский, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Чехов, Фет – это далеко не полный список авторов, чьи произведения фирма Маркса издавала отдельно и в составе собраний сочинений, в том числе приложениями к «Ниве». «Главная цель «Нивы» – служить в области печатного слова культурным задачам дорогого нашего отечества. В этом она полагает и все свое значение, и все свое честолюбие; этим определяется и содержание ее приложений. Сделать выдающихся наших писателей общедоступными – одно из верных средств достижения этой цели». Есть такие издания и в коллекции «Музей книги» Тарской центральной районной библиотеки.

Гауптман Г. Полное собрание сочинений: в 2 томах - С. - Пб.: Т - во А.Ф. Маркса, 1908.- (Приложение к журналу «Нива» на 1908 г.).
      С портретом автора, критическим очерком Н. А. Котляревского, предисловиями А. А. Измайлова.
      Прижизненное издание
      К выходу в свет этого собрания драматург уже трижды был удостоен высшей драматургической награды Австрии - Грильпарцеровской премии (1896, 1899, 1905), а в 1912 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
      Герхарт Гауптман - одна из наиболее значительных и противоречивых фигур в литературном процессе конца XIX - первой половины XX вв. Его творческое наследие, большая часть которого до сих пор не опубликована, насчитывает сотни томов. Перу Гауптмана принадлежат почти 50 пьес, 20 прозаических произведений, 2 поэтических сборника, множество эссе, речей, дневников. Однако наиболее ярко Гауптман заявил о себе в драматургии, считая «драматизм изначальной формой отношения человека к миру». Являясь, наряду с Ибсеном, Стриндбергом, Чеховым, одним из создателей европейской «новой драмы», он вывел немецкий театр на мировую арену.

Горбунов, И. Ф. Полное собрание сочинений: в 2 томах / под ред. А. Ф. Кони ; вступ. ст. А. Ф. Кони. – 3-е изд. – СПб. : Изд. А.Ф.Маркса, 1904 (Тип. Артистическое заведение А.Ф.Маркса). - 384с.: Портр. И.Ф.Горбунова;14х20. – (Приложение к журналу "Нива" за 1904г.).
      Полное собрание сочинений талантливого актера, историка русского театра, автора и рассказчика сцен из народного быта Ивана Федоровича Горбунова (1831-1895) под редакцией и с предисловием А.Ф.Кони. Издание книги посвящается памяти Прова Михайловича Садовского
      В настоящее собрание сочинений И.Ф.Горбунова вошли его произведения, появившиеся в печати до конца 1900 года. Рукописи Горбунова не сохранились. В разделении книги на отделы - принята терминология автора. В подзаголовке своих рассказов Горбунов всегда подчеркивал их тематику: «Сцена из крестьянского быта», «Сцена из купеческого быта», «Рассказ купца», «Сцена из московского захолустья» и т. д., и не придерживался хронологического принципа в прижизненных изданиях. Произведения в «Сценах из народного быта» (1861–1874 гг.) расположены не по времени написания, а в порядке появления их в печати. Многие рассказы, которые слышала вся Россия на концертах Горбунова, помногу лет оставались не напечатанными. Популярность рассказов Горбунова порождала многочисленных устных и даже печатных подражателей. В 1871 году выходят поддельные «Сцены из народного быта Горбунова» в трех частях, без инициалов автора, с подзаголовком «Для рассказов на сцене и семейных вечерах». Издание носило коммерческий характер и было рассчитано на дешевый эффект, что и возмутило всех почитателей И. Ф. Горбунова. Эта подделка выдержала 10 изданий.
      К составленному А.Ф.Кони очерку жизни и деятельности Горбунова присоединен его некролог, написанный Тертием Ивановичем Филипповым, выдающимся филологом-русистом конца XIX века.

Жуковский В. А. Полное собрание сочинений: в 12-ти томах: с приложением портрета Жуковского, гравированного на стали и его факсимиле. / Под редакцией, с биографическим очерком и примечаниями проф. А.С. Архангельского. – СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1902. – (Приложение к журналу «Нива» за 1902 г).
      В основу данного Собрания положено пятое издание сочинений Жуковского, вышедшее при его жизни и редактированное им самим. Произведения, не вошедшие в 5-е издание, но уже бывшие до этого времени напечатанными в разных сборниках, печатаются по тем изданиям, где каждое из этих произведений в свое время было помещено. Произведения, напечатанные лишь после смерти поэта, печатаются по рукописям, автографам или имеющимся спискам. Великий поэт, основоположник романтизма в русской литературе Василий Андреевич Жуковский - выдающаяся личность первой половины XIX века, сочетавший в себе высокую гражданскую позицию, необыкновенную душевную щедрость и незаурядный поэтический талант.
      Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым", - писал Пушкин, ученик поэта. Мелодическая и завораживающая поэзия Жуковского с удивительной точностью передавала лирику человеческой души и подлинного чувства. Настоящее издание представляет собой полное собрание сочинений поэта. Помимо стихотворений в сборник вошли поэмы, избранная проза, переводы и письма Жуковского.
      

Короленко В.Г. Полное собрание сочинений: в 9 томах.- СПб.: Издание Т-ва А. Ф. Маркс в Петрограде, 1914г.- (Приложение к журналу ``Нива`` на 1914)
      Прижизненное издание.
      Первое полное собрание сочинений в девяти томах было выпущено без биографического очерка. Это издание, выпущенное двухсоттысячным тиражом, было подготовлено самим автором. Издательство предложило К. И. Чуковскому взять на себя труд по составлению и редактированию сочинений. Короленко не согласился и сам предложил разбить весь материал на сибирские рассказы, на рассказы из юго-западного края, «чисто русские, аллегорические и заграничные». Короленко заново пересмотрел все свои произведения, он не только вносил отдельные стилистические изменения в свои произведения, но многие из них заново пересматривал от начала до конца. Писатель относился к изданию 1914 г. как «своеобразному генеральному редактированию всего написанного за многие годы». Издание сочинений Короленко представляет важный исторический памятник редакторской деятельности писателя.
      

Куприн А. И. Полное собрание сочинений: в 9 томах.- СПб.: Т-во А. Ф. Маркса, 1912 .- (Приложение к журналу «Нива» на 1912 год)
      Прижизненное издание.
      В 1911 году А.И.Куприн продает право на издание своего Полного собрания сочинений в девяти томах издательству А.Ф.Маркса; стотысячный гонорар говорит об огромной популярности писателя.
      Куприн Александр Иванович - известный русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», а также многочисленных очерков и рассказов, на страницах которых он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Мей Л. А. Полное собрание сочинений: В 2 т. - СПб.: Т-во А.Ф. Маркс, 1911.- (Приложение к журналу «Нива» на 1911 г.).
      С критико-биографическим очерком, библиографическим указателем, портретом и автографом Л.А.Мея, под редакцией П.В.Быкова.
      Лев Александрович Мей - талантливый переводчик античных, славянских и западно-европейских авторов. В первом томе представлены стихотворные переводы еврейских песен, Анакреона, Т.Шевченко, Г.Гейне, А.Мицкевича, В.Гюго и других поэтов. Второй составили драматические произведения и рассказы ("Царская невеста", "Сервилия", "На паперти" и др.), переводы Шиллера ("Буря", "Дмитрий Самозванец" и др.). Журнал `Библиотека для чтения` печатает его стихи и прозу, здесь Мей вел некоторое время отдел журналистики. Его литературное окружение составляли такие писатели, как А.Писемский, И.Гончаров, И.Тургенев, Я.Полонский, Н.Чернышевский и др. Вел богемный образ жизни, что впоследствии отразилось на его здоровье. Многие стихи Мея положены на музыку, а на сюжеты драм `Царская невеста` и `Псковитянка` Н.Римским-Корсаковым написаны оперы. Умер Мей 16 мая (28 н.с.) 1862 в Петербурге.

Салтыков - Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений: в 12 т: С материалами для биографии М. Е. Салтыкова, К. К. Арсеньева, и с двумя портретами М. Е. Салтыкова:. - 5-е изд. - СПб.: Изд-е А.Ф. Маркса, 1905, 1906.-( Приложение к журналу "Нива" на 1905 г.)
      Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) (настоящая фамилия - Салтыков, псевдоним - Н. Щедрин) - писатель-сатирик, публицист, критик. В истории русской классической сатиры место Салтыкова-Щедрина уникально. К числу наиболее значительных произведений Салтыкова-Щедрина принадлежат: "Благонамеренные речи", "История одного города", "Господа Ташкентцы", "Господа Головлевы", "Сказки", "Мелочи жизни", "Пошехонская старина".
      Первое издание было выпущено Марксом в 1900-1901 гг. в 12 томах, а приложением к «Ниве» оно вышло уже после смерти издателя, в 1905-1906 гг. Последнее издание было дополнено пьесой «Смерть Пазухина» и несколькими сказками, ранее запрещенными цензурой. Однако и его нельзя назвать полным, так как в него не была включена публицистика и письма писателя. Тем не менее оно впервые сделало произведения Салтыкова-Щедрина доступными широким читательским кругам, так как вышло тиражом в 275 тыс. экземпляров.
      

Толстой А. К. Полное собрание сочинений: в 4-х томах :Т 4/Под ред. П.В.Быкова.- С-Пб.: Т - во А.Ф.Маркс,1907-1908.- 316 с. (Приложение к журналу «Нива» за 1907 -1908год )
      Включает дневник, переписку, библиографию.
      

Успенский Г. Полное собрание сочинений: в 6 т.- 6 изд. - С. - П.: Т-во А.Ф. Маркс, 1908.- (Приложение к журналу «Нива» на 1908 г.).
      Настоящее издание является Полным собрание сочинений Г.Успенского с критической статьей Н.К.Михайловского и с приложением портрета Г.И.Успенского. Самым заметным и ценившимся многими качеством Г.И.Успенского (1843-1902) была его неизменная искренность. Он всегда договаривал свои мысли до конца, даже если они расходились с понятиями того социального круга, к которому он принадлежал. По замечанию Н.К.Михайловского, чья статья о писателе помещена в настоящем собрании сочинений, Г.И.Успенский нередко открыто «делал дерзости духу времени». Г.И.Успенский был убежденным защитником крестьянского «мира» и схода, как единственно нормального механизма для деревни, и много писал об этом. В сложившемся веками общинном укладе сельской жизни он видел основу народной нравственности. Однако писатель не идеализировал сельскую жизнь, в эпоху «народничества» он проверил на опыте свои представления о деревне: результат его крайне разочаровал. Первое собрание сочинений Успенского вышло в 1885 г. Биографический очерк для настоящего издания написал Н.А.Рубакин, известный книговед и писатель. Творчество Успенского высоко ценили И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, М.Горький.

Герцен А. И. Сочинения: В 7 т. - СПб.: Изд-е Ф. Павленкова, 1905.
      С примечаниями, указателями и 8 снимками (7 портретов и 1 статуя).
      Настоящее издание - первое собрание сочинений Александра Ивановича Герцена в России. В основу его положено десятитомное женевское издание "Oeuvres d'Alexandre Herzen. Сочинения А. И. Герцена", 1875 - 1879 гг.; затем "Сборник посмертных статей", издание второе 1874 г. и "Колокол" за 1857 - 1865 г., из которого в настоящее издание вошли лишь немногие статьи. Кроме того, собраны почти все статьи, написанные Герценом в ранний период его деятельности. Наконец, напечатана полностью переписка Герцена с Натальей Александровной Захарьиной, на которой он женился в 1838 г.; переписка эта печаталась в журналах "Русская Мысль" и "Новое Слово", но прервана была на половину; в настоящем же издании она доведена до конца.
      Русскому читателю женевское собрание в основном остались неизвестным. Сочинения Герцена еще долго продолжали находиться в царской России под строгим и безусловным запретом. Даже в 1890-х годах, когда было задумано первое русское собрание сочинений Герцена, оно не было разрешено властями, и потребовалось свыше 10 лет хождений по цензурному ведомству, чтобы добиться права на осуществление этого издания. Однако это - павленковское (по имени издателя) - собрание сочинений Герцена было изуродовано цензурными пропусками и искажениями. Многие произведения Герцена вообще не были включены в это собрание. В отношении подготовки текстов павленковское издание характеризовалось крайней небрежностью, обилием ошибок, полным произволом в расположении материала.

Гоголь.Н.В. Сочинения : в 5 томах: Том 1/ редакция Н.С.Тихонравова.- 14 издание.- СПб .: Изд. А. Ф. Маркса.- 1898г.-488 с.
      Истинным памятником Н.В. Гоголю стало перекупленное у В.В. Думнова «Полное собрание сочинений» писателя, вышедшее под редакцией акад. Н.С. Тихонравова, согласием которого вести издание и впредь Маркс заручился за два дня до официального оформления сделки. Начатое в 1889 г., оно было завершено в 1898 г. Два последних тома, вернее полутома (VI и VII), за смертью Н.С. Тихонравова, вышли под редакцией В.И. Шенрока. «Это издание представляет собою труд огромной тщательности и результат серьезнейшего изучения гоголевских текстов»,– писал в свое время Н. Коробка. Выход сочинений стал крупным событием не только в истории издания сочинений Гоголя, но в истории развития всей русской текстологии.
      В 1 том вошли юношеские опыты, \"Арабески\" и произведения, не вошедшие в первое издание \"Сочинений Гоголя\".Издание снабжено биографией Н.В.Гоголя, составленной В.И.Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравированными на стали Ф.А.Брокгаузом в Лейпциге, двумя автографами и тремя собственноручными рисунками Гоголя. Маркс выпустил ряд изданий «собраний сочинений» Гоголя под редакцией Тихонравова. Наиболее распространенными были 15-е и 16-е издания 1900 и 1901 гг.(Приложения к журналу «Нива»), а также 17-е издание сочинений (однотомник 1901 г., который впоследствии был перепечатан Литературно-издательским отделом Наркомпроса). В дни полувековой годовщины со дня смерти писателя в 1902 году Маркс с полным основанием мог заявить, что он, как никто другой, постарался увековечить память Гоголя широким распространением его произведений
      

Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 8 т.: критико-биографический очерк, вступительные статьи, примечания, библиографический указатель, два портрета и автограф/ под ред. [и с предисл. к каждому тому] Вл. П. Кранихфельда. - СПб.: тов-во «Просвещение»; Типолитография Акц.о-ва «Самообразование».,1812
      В 8 томе-библиогр. указ. лит. о Н.А. Добролюбове за 1856-1911 годы: с. 327-348. . Алф. указ. статей к "Собранию сочинений Н.А. Добролюбова": с.349-350. . Псевдонимы Н.А. Добролюбова в конце кн.
      Произведения Н. А. Добролюбова при жизни автора, как известно, не перепечатывались. Ни сам он, ни его друзья и единомышленники так и не успели выпустить в свет ни одной книжки его статей. Сочинения Н. А. Добролюбова, выпущенные в свет в 1862 г. (в количестве 3 тысяч экземпляров), занимали монопольное положение в течение полустолетия, так как другие издания Добролюбова не допускались к печати наследниками его авторских прав. В 1884 г. все издания сочинений Добролюбова были изъяты по распоряжению министра внутренних дел из публичных библиотек и общественных читален. Этот запрет оставался в силе до революции 1905 г. Четыре новых издания сочинений Добролюбова вышло в свет в 1911-1912 гг., к пятидесятилетию со дня его смерти, когда, согласно законам об авторском праве, действовавшим в Российской империи, литературное наследие Добролюбова перестало быть частной собственностью его случайных наследников. Одно из этих изданий хранится в нашей библиотеке.

      Качулкова О. Робинзон в русском лесу: повесть.
      «Я научился читать пяти лет, и в семь сам прочитал изумительнейшую книжку «Робинзон в русском лесу», автора не помню, но лучшей детской книжки не было никогда написано». Так свидетельствовал один из лучших писателей русского зарубежья, наш земляк-уралец Михаил Осоргин в книге воспоминаний «Времена».
      Об авторе «Робинзона» найти удалось совсем не много. Известно, что «О. Качулкова» — это псевдоним учительницы Ольги Нионовны Хмелевой. Но, похоже, что под этим псевдонимом она напечатала только «Робинзона в русском лесу» — наверно, первое свое литературное произведение. Впервые повесть увидела свет в пяти номерах журнала «Семья и школа» за 1873 год. В советское время не переиздавалась.
      В дальнейшем же Ольга Нионовна подписывалась своей настоящей фамилией — Хмелева. В восьмидесятых годах прошлого века вышла повесть «Марфа-кружевница». Это самая известная ее книжка, которая выдержала пять изданий до революции и дважды выходила в наше время.

Мельников П. И. Полное собрание сочинений: в 14 томах.- СПб: Т-во М. О. Вольф, 1897-1899 г.
      Первое посмертное полное издание, дополненное, сверенное и вновь просмотренное по рукописям. Сам факт издания через четырнадцать лет по смерти писателя полного собрания сочинений говорит о том, что читательский интерес к его творчеству не погас одновременно с кончиной самого писателя.
      Павел Иванович Мельников (псевдоним: Андрей Печерский, также известен как Мельников-Печерский; 1818-1883) — русский писатель, этнограф-беллетрист, творчество которого в основном было посвящено описанию быта староверов. Все свои произведения публиковал под псевдонимом Андрей Печерский, придуманный в 1850 году В. Далем. По мнению последнего, был "первостепенным знатоком русского быта". Написание двойной фамилии - это традиция уже 20 века. Самые выдающиеся его произведения – дилогия «В лесах» и «На горах» - были написаны по личной просьбе цесаревича Николая Александровича, которого Мельников сопровождал в путешествии по Волге и поразил своими знаниями об истории и жизни старообрядцев.

Некрасов Н. А. Стихотворения/ под ред. Чуковского К.И. .- Петербург: Государственное издательство, 1920.-571с. Первое советское издание.
      С биографическим очерком Евгеньева-Максимова. Евгеньев-Максимов(наст. фамилия Максимов)Владислав Евгеньевич(1883-1955) преподаватель, а потом профессор ЛГУ .Литературовед. Ещё с 1908 года он занимался творчеством Некрасова.
      В 1920 году Чуковский показал А. В. Луначарскому имеющиеся у него рукописи Некрасова и при его поддержке стал готовить к печати первое советское собрание стихотворений Некрасова. В своей работе над некрасовскими текстами он поставил перед собою задачу- полностью освободить их от царской цензуры. Царская цензура не ограничивалась изъятиями текстов, которые она считала опасными; во многих случаях под влиянием требований цензурного ведомства Некрасову приходилось самому искажать свои стихотворения ради того, чтобы они могли появиться в печати. Чуковский включил в это издание множество новых текстов, найденных им и другими исследователями, главным образом В. Е. Евгеньевым-Максимовым, поэтому в смысле полноты новое издание значительно превосходило все предыдущие. Получило положительный отзыв Ленина В. И. и Горького.

ПушкинА.С. Сочинения и письма А.С. Пушкина : Критически проверенные и дополненные по рукописям издания с биографическим очерком, вступительной статьей, объясн., примеч. и худож. прилож. / ред. П.О. Морозов . – С.-Петербург: Типография Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1904 .
      «Изданіе это принадлежитъ къ предпринятой товариществомъ"Просвещеніе" "Всемірной библіотеке", которая будетъ заключать въ себе сочиненія знаменитыхъ. русскихъ и ино- странныхъ писателей. Оно печатается въ очень маленькомъ формате, въ 16-ю долю листа. Форматъ этотъ представляетъ удобство своей портативностью. Бумага немного тонка, но все-таки вполне удовлетворительсая. Шрифтъ хорошій, очень четкій. Недостаткомъ является то, что изданіе напечатано слишкомъ тесно. Переплетъ—простой и довольно красивый. Новое изданіе. которое онъ выпускаетъ теперь, представляетъ результатъ болышой, многолетней работы. По напряженности и по качеству, a можетъ-быть и по количеству редакторской работы новое изданіе П. О. Морозова стоитъ гораздо выше его же изданія 1887 г.» (Ярушкин В. Е. Русские ведомости)
      Это изданіе, до окончанія Академическаго, затянувшагося на долгіе годы, будетъ y насъ лучшимъ изъ изданій Пушкина. Г. Морозовъ не удовольствовался елучайныші поправкамц н пополненіями прежнихъ изданій, но вновь пересмотрелъ весь текстъ Пушкина, такъ что слова "критически проверенное" не остались y него простьмъ украшеніемъ заглавнаго листа. Изъ рукодисей онъ извлекъ рядъ отрывковъ и варіантовъ, еще неизвестныхъ въ печати, иногда стоящихъ большого вниманія. Следы редакторсксй работы въ первомъ томе впдны на каждой странице.» (Брюсов В. Новый путь)
      

Толстой А. К. Полное собрание стихотворений: в 2 томах. - С.-Пб: типография Стасюлевича, 1898 или1904 г.?- 367с.
      Данное издание включает стихотворения, драмы, поэмы, повести, былины, баллады, притчи, песни, очерки. C факсимиле Гр.А.Толстого. В книгу вклеены газета «Новое время» за 23 сентября 1900 года №8827 и за 7 декабря 1905 гота №10679, автограф А. К. Толстого в виде письма к А. О. Писемскому.
      Предисловие написано М. Стасюлевичем.

Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 24 томах / Под ред. и с примечаниями П.И. Бирюкова. - М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913-1914
      С портретами Л.Н.Толстого за разные годы.
      Знаменитое Сытинское полное собрание сочинений великого русского романиста и религиозного мыслителя графа Л.Н.Толстого.. Под редакцией и с примечаниями крупнейшего биографа, друга и последователя писателя П.И.Бирюкова. Наиболее полное и авторитетное издание Л.Н.Толстого, из всех шестнадцати его дореволюционных собраний.
      Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - классик отечественной и мировой литературы, член-корреспондент (1873) и почетный академик (1900) Петербургской Академии наук. Имя Павла Ивановича Бирюкова было хорошо известно в России до октябрьских событий 1917 года. Павел Иванович, морской офицер, уйдя с военной службы, остаток своей жиз¬ни посвятил литературной и общественной деятельности. Он был одним из первых последователей, друзей и биографов Льва Николаевича Толстого. Его дружба с семь¬ей Толстых продолжалась более 25-и лет.
      Посмертное Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого выдавалось в виде бесплатного приложения к журналу «Вокруг света» (1913 г.). Тираж-100 тысяч экземпляров. Результаты подписки превзошли все ожидания: наплыв подписчиков колоссальный, тираж увеличился в три раза, и журнал стал самым распространенным в России. Собрание не было полным, так как цензура не все пропустила, но наиболее полным из всех, существовавших тогда. Впервые читатели прочли «Живой труп», «Отец Сергий», «После бала», «Хаджи-Мурат». На деньги, полученные от издания, Чертков выкупил у его наследников землю и передал ее крестьянам Ясной Поляны.
      В целом И. Д. Сытин выпустил четыре издания произведений Л. Н. Толстого, которые «…сделали свое дело. Россия узнала Толстого, так как по всему ее необъятному пространству были разбросаны миллионы томов этих изданий».

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 10 т./ издание М. Н. Чернышевского - С. - Пб.: Общественная польза,1906.
      Издание подготовлено сыном Чернышевского.
      Содержание каждого тома очень разнообразное, состоит из двух частей. «Современник» однозначно являлся передовым журналом своего времени, многие статьи актуальны и в наше время и читаются с интересом.Особый интерес представляют "Опыт словаря к Ипатьевской летописи" (1853 г.), а также не печатавшиеся ранее статья "Безденежье"(1862 г.), неконченная повесть"Алферьев", "Рассказ о крымской войне по Кинглеку" (ранее были опубликованы только фрагменты), повесть "Вечера у княгини Старобельской". Крайне занимательна и поучительна полемика Н. Чернышевского с цензорами ("Объяснение на доклад о вредном направлении всей русской литературы вообще и "Военного соборника" в особенности, составленный г. военным цензором полковником Штюрмером"). И, наконец, с совершенно неожиданной стороны предстает перед читателем Н. Чернышевский в "Статьях, прилагаемых к переводу истории Вебера" - не только в привычном амплуа критика и литератора, но и как серьезный экономист и историк.В последнем томе хорошо составленная библиография книг и статей о Чернышевском.

Литературоведение

Белинский В.Г. Сочинения: В 4 т. с портретом автора со снимка В. Васнецова и избранными письмами Белинского: со справочным указателем соч. Белинского. – Киев: Южно-Русское книгоиздательство. Ф.А. Иогансона, 1908.
      В издание включены произведения, сгруппированные в четыре больших раздела: 1) «Критические статьи»; 2) «Библиография»; 3) «Журнальная всячина»; 4) «Театр»
      

Лемке М. К. Политические процессы Михайлова, Писарева и Чернышевского:(По неизданным документам) : с портретами и иллюстрациями . - С. - Пб.: изд. О. Н. Поповой, 1907. - 421 с.
      Прижизненное издание. Книга литературоведа, историка русской общественной мысли и журналистики XIX в. Ми¬хаила Константиновича Лемке, интересна в первую оче¬редь публикацией ранее не известных исторических и историко-литературных документов.
      

Лихтенштадт В.О. Гете. Борьба за реалистическое мировозрение. Искания и достижения в области изучения природы и теории познания./ Редакция и предисловие А.Богданова - С. - Пб.: Гос. изд-во, 1920. - 500 с.
      Эта работа написана в Шлиссельбургской каторжной тюрьме. Автора привело туда участие в покушении на Столыпина в 1906 году. Юному «смертнику» казнь была заменена на бессрочную каторгу, где он провел 11 лет.
      Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) до сих пор воспринимается многими только как великий поэт, классик мировой литературы, создатель немецкого литературного языка. Между тем, не менее велик его вклад в науку, а сам он даже считал этот вклад более значительным, и действительно посвятил научным исследованиям больше времени и сил, чем художественному творчеству. Это не просто 14 томов научных работ, это выдающиеся, сплошь и рядом пионерские вклады во многие области естествознания. Природа, постигнутая в своей живой сущности в гениальных прозрениях Гете, осталась мертвой для многих последующих поколениях ученых, вплоть до нашего времени. Книга Лихтенштадта является опытом исследования развития реалистического мировоззрения Гёте, и с этой точки зрения собранные в ней переводы, единственные на русском языке, представляют значительный интерес.

Овсянико-Куликовский Д. Собрание сочинений: в 9 томах. Том 1. Гоголь. - Симферополь: Типография Таврического Губернского Земства,1920.
      Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853—1920) — русский литературовед и лингвист. Почётный член Петербургской академии наук и, в дальнейшем, Российской академии наук (1917). Написал много работ о русских писателях-классиках XIX века. Исследовал проблемы теории и психологии творчества.
      Лев Александрович Мей - талантливый переводчик античных, славянских и западно-европейских авторов. В первом томе представлены стихотворные переводы еврейских песен, Анакреона, Т.Шевченко, Г.Гейне, А.Мицкевича, В.Гюго и других поэтов. Второй составили драматические произведения и рассказы ("Царская невеста", "Сервилия", "На паперти" и др.), переводы Шиллера ("Буря", "Дмитрий Самозванец" и др.). Журнал `Библиотека для чтения` печатает его стихи и прозу, здесь Мей вел некоторое время отдел журналистики. Его литературное окружение составляли такие писатели, как А.Писемский, И.Гончаров, И.Тургенев, Я.Полонский, Н.Чернышевский и др. Вел богемный образ жизни, что впоследствии отразилось на его здоровье. Многие стихи Мея положены на музыку, а на сюжеты драм `Царская невеста` и `Псковитянка` Н.Римским-Корсаковым написаны оперы. Умер Мей 16 мая (28 н.с.) 1862 в Петербурге.

История русской литературы XIX в: в 5 томах: Том 1. / Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовскаго. –М.: Изд. Т-ва «МIРЪ»,1910
      Фундаментальный труд по истории русской литературы, в котором приняли участие крупнейшие историки и филологи начала ХХ века, среди которых были Ф.Д.Батюшков, В.Брюсов, С.А.Венгеров, А.Н.Веселовский, М.О.Гершензон, М.В.Довнар-Запольский, В.В.Каллаш, П.Н.Милюков и многие другие. Отличительной чертой издания являлся так называемый «социологический» подход, заключавшийся в том, что исследование истории литературы велось от изучения социально-политического контекста к описанию умственной жизни общества в ту или иную эпоху, а отсюда к изображению литературных явлений (направлений, школ, вопросов, приемов) в их историческом развитии. Литературная ситуация проиллюстрирована биографическими очерками о наиболее значимых и характерных личностях писателей. Богато иллюстрированное издание: 121 портрет русских литераторов, исполненный способом фототинто гравюры, на 103 отдельных листах.
      Редактор издания Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853-1920) - русский психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании, почетный член Императорской Академии наук.
      

Чуковский К. Книга о современных писателях: исправленное издание «Критических рассказов».- С-Пб: «Шиповник», 1914 г.-237 с.
      Литературные портреты, созданные Чуковским в начале его карьеры до революции, были, полемичны, задорны, но оказались в полном противоречии с левой либерально настроенной интеллигенцией. Чуковский громит бульварную литературу (статьи о А. Вербицкой, Л. Чарской.) Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили данную книгу. Чуковский — первый в России исследователь «массовой культуры». Литературные портреты Чуковского - острые и проницательные - порой грешили излишней субъективностью и парадоксальностью суждений. Особенно интересна редкая статья о Нате Пинкертоне. Подобная литература в советский период подвергалась сокрушительной критике, ее называли презрительно "пинкертонщина" и считали вредной для подрастающего поколения, поэтому критики о ней и не упоминали. Во времена советской власти и в течение всей долгой жизни писателя ранние произведения его почти не упоминались и не переиздавались именно в силу своего отличия от критических произведений социалистического реализма. Данная книга была запрещена, так как в ней упоминались крамольные имена: Ремизова (эмигрант), Розанова (православный философ), немногие экземпляры ее хранились в спецхранах (специальных хранилищах библиотек).
      Книгу писатель посвятил «защитнику книг и писателей» Оскару Осиповичу Грузенбергу, известному адвокату и общественному деятелю.

   
   
  Назад